Белорусская олимпийская академия просит оказать содействие в распространении данной информации.
Приближается великий праздник 9 мая! Белорусская олимпийская академия разработала серию плакатов,
а также сценарий классного часа с презентацией на тему «Белорусские спортсмены в боях за родину».
Скачивайте плакаты, сценарий урока и презентацию на сайте Белорусской олимпийской академии
www.olympic-academy.by [1].
Делитесь фотографиями ваших стендов в социальных сетях.
Самых активных ждут памятные сувениры от Белорусской олимпийской академии.
http://olympic-academy.by/novosti-akademii/день-победы-с-белорусской-олимпийско/
2022 год объявлен Годом исторической памяти.
С учетом значимости на современном этапе исторической политики,
как важного инструмента стабилизации общества, повышается востребованность и значение просветительской работы государственных архивных учреждений республики.
В настоящее время размещены в открытом доступе интернет-проекты «Партизаны Беларуси», «Белорусские деревни, сожжённые
в годы Великой Отечественной войны», «Официальные геральдические символы Республики Беларусь», созданные на основе архивных документов.
Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов на канале «БГАКФФД» формируется виртуальная галерея памяти известных людей и важных событий в истории Беларуси (канал размещен на видеохостинге Youtubе, режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCu1uyktVZh358JOnaUF9QFQ). Данный проект направлен на патриотическое воспитание молодого поколения
и является действенным инструментом идеологической работы.
Тема: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России)».
С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
Рекомендации по проведению в учреждениях образования мероприятий, посвященных выводу советских войск из Афганистана
Афганская война длилась с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. – 9 лет 1 месяц 21 день. Ежегодно в Афганистане воевало 100 тысяч советских солдат, за 10 лет – 1 млн., более 32 тысяч из Беларуси. Афганская война унесла жизни 14453 советских солдат из них 771 граждане Беларуси, 11654 ранено, 10751 человек стали инвалидами.
Мужество и героизм в Афганистане проявили наши соотечественники, а также соединения, воинские части и подразделения, ранее или после войны, дислоцировавшиеся на территории Белорусского военного округа.
Справочно (по информации, представленной на сайте Министерства обороны Республики Беларусь):
Неувядаемой славой покрыли себя воины 103-й воздушно-десантной дивизии, более 12 тысяч военнослужащих соединения награждены орденами и медалями, 8 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Высочайшее мужество и героизм проявили воины нашего 334-го отдельного отряда специального назначения, созданного на базе 5-й бригады. К середине 80-х годов именно спецназ превратился в грозную силу, которую панически боялись мятежники.
Военнослужащие 927-го истребительного авиационного полка обеспечивали авиационную поддержку при проведении 19 операций.
Летными экипажами 206-го штурмового авиационного полка для прикрытия колонн, аэродромов, поисков караванов с оружием, авиационной поддержки было выполнено почти 7 тысяч боевых вылетов.
1460 военнослужащих 181-го отдельного вертолетного полка награждены орденами и медалями, пять из них стали Героями Советского Союза.
За период боевых действий более 4-х тысяч военнослужащий 50-го отдельного смешанного авиационного полка награждены государственными наградами, 5 удостоены звания Героя Советского Союза.
Значительный опыт получен в результате применения в Афганистане подразделений 7-й отдельной трубопроводной бригады, на протяжении нескольких лет осуществлявшей транспортировку всех видов топлива.
Героями Советского Союза стали наши земляки: И.П. Барсуков, А.А. Мельников, В.В. Пименов, Н.П. Чепик, В.В. Щербаков и воспитанники Краснознаменного Белорусского военного округа – Е.И. Зельняков и Ф.И. Пугачев. 2235 белорусов награждены боевыми орденами (252 дважды), 906 человек – медалью «За отвагу».
Участников Афганской войны в Беларуси объединяет общественное объединение «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане» (создан 12 марта 1993 года и составляет около 13,5 тыс. человек). 29 января 2002 года был создан Благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» (http://fondafgana.by/), целями которого являются организация и осуществление благотворительной деятельности, развитие историко-культурного комплекса «Линия Сталина», содействие патриотическому воспитанию молодежи.
Память об Афганской войне хранят мемориальные комплексы и памятники разных регионов страны. Символом памяти о трагической странице в истории Беларуси является мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби», открытый в г. Минске в августе 1996 года. Центром мемориального комплекса стал памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». Внутри памятника – четыре алтаря с нанесенными именами погибших белорусов. Среди них две фамилии Героев Советского Союза – рядового пулеметчика Андрея Мельникова из Могилева, героически погибшего при обороне высоты, и командира саперного подразделения старшего сержанта Николая Чепика из Пуховичского района.
Значительное внимание сохранению памяти о военнослужащих, принимавших участие в Афганской войне, уделяется учреждениями образования республики. В ряде учреждений созданы музеи и музейные экспозиции, которые освещают военные события 1979 – 1989 гг. в Афганистане, рассказывают о судьбах советских солдат и офицеров – уроженцах Беларуси, выполнявших свой воинский долг. Экспозиции музеев представлены документами и фотоматериалами, картами-схемами военных действий на территории Афганистана, материалами и предметами из личных архивов воинов-интернационалистов. Познакомиться с экспозициями музеев и их деятельностью можно на сайтах учреждений.
Справочно:
в Брестской области: музей истории войны в Афганистане ГУО «Средняя школа № 13 г. Бреста имени В.И.Хована» (https://13brest.schools.by/pages/muzej-vojny-v-afganistane); музей воинов-афганцев «Память» ГУО «Бостынская средняя школа» Лунинецкого района; музей «Памяць і абавязак» ГУО «Средняя школа № 18 г. Барановичи»; музей воинов-интернационалистов ГУО «Рубельская средняя школа» Столинского района (http://rub.roo-stolin.gov.by /о-школе/музей);
в Минской области: музей памяти воинов-интернационалистов ГУО «Средняя школа № 14 г. Молодечно» (http://sch14.molodechno.edu.by/ru/main.aspx?guid=1541); музей воинов-интернационалистов ГУО «Вилейская гимназия № 2» https://gymn2.vileyka-edu.gov.by/воспитательная работа/музей воинов-интернационалистов); музей Афганской войны ГУО «Белорусскоязычная гимназия № 2 г. Борисова» (https://gymn2.rooborisov.by/muze%D1%96/muzey-afganskay-vayny); музей памяти воинов-интернационалистов УО «Солигорский государственный колледж» (https://солигорский-государственный-колледж.бел/о-музеях/экспозиция-музея);
в Витебской области: музей воинов-интернационалистов ГУО «Браславская средняя школа № 1 имени А.М.Жданова» (http://sch1.braslav.edu.by/музей воинов-интернационалистов); музей воинов-интернационалистов ГУО «Средняя школа № 8 г. Полоцка»; музей «История школы» ГУО «Средняя школа № 29 г. Витебска имени В.В.Пименова»;
в Гомельской области: музей «Афганистан болит в душе моей» ГУО «Центр творчества детей и молодежи «Ювента» г. Светлогорска; музей воинов-интернационалистов ГУО «Гимназия № 51 г. Гомеля»;
в г. Минске: музей боевой славы воинов-интернационалистов ГУО «Средняя школа № 119 г. Минска» (http://sch119.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=3581); музей воинов-интернационалистов «Память» ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска» (https://sch223.minskedu.gov.by/о школе/музей воинов-интернационалистов); музей воинов-интернационалистов имени С.И.Грицевца ГУО «Гимназия № 9 г. Минска»; музей «Гонару і доблесці воінаў-інтэрнацыялістаў» ГУО «Гимназия № 43 г. Минска»; музей воинов-интернационалистов Советского района г. Минска ГУО «Средняя школа № 66 г. Минска» (http://sch66.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2121);
в Гродненской области: музей «На скрыжаванні дарог» ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды» (https://11lida.schools.by/pages/o-muzee); народный музей «Вытокі» ГУО «Малоберестовицкая средняя школа» Берестовицкого района;
в Могилевской области: краеведческий музей ГУО «Хоновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Могилевского района; музей боевой славы имени Героя Советского Союза Ю.М.Двужильного ГУО «Сухаревский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа имени Ю.М.Двужильного» (http://suhary.mogilev.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071); музей ГУО «Средняя школа № 2 г. Быхова» (https://byhov2.schools.by/pages/virtualnaja-ekskursija-po-muzeju-hleba); музей боевой славы им. Ф.Смолячкова ГУО «Средняя школа № 3 г. Быхова».
Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» создана тематическая рубрика – «Книга памяти воинов-интернационалистов», размещенная на сайте учреждения в разделе «Патриотическое воспитание» (https://rcek.by/). Представленный материал может стать дополнительным ресурсом для получения информации о воинах-интернационалистах – уроженцах Беларуси. Данный материал будет дополнен творческими работами участников республиканского конкурса «У каждого времени свои герои».
С целью патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, увековечения и сохранения памяти о воинах-интернационалистах в рамках республиканской декады гражданско-патриотических дел «Афганістан у лёсе нашых землякоў» (далее – декада) может быть организовано проведение ряда информационно-просветительских мероприятий:
Дней памяти «Афганская война – живая память» с возложением цветов к памятным местам;
патриотических встреч с воинами-интернационалистами, их родными и близкими, запись их воспоминаний;
информационных часов, посвященных истории Афганской войны «Афганская война 1979 – 1989 гг.», «Трагедия и доблесть Афгана», «Далекое эхо Афганской войны»;
сбора информации о земляках, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане и составление «Книг Памяти»;
уроков мужества, посвященных памяти воинов-интернационалистов «Отвага. Мужество. Честь», «У каждого времени свои герои», «Время выбрало нас, закружило в Афганской метели», «К подвигу героев сердцем прикоснись»;
онлайн конференций с презентацией творческих работ;
тематических выставок фотографий военных и послевоенных лет «Афганская война в судьбе моих близких», «Их подвиг не забудем» и др.;
просмотров и обсуждений хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Афганской войне (можно использовать видеоматериалы, представленные на сайте «ВоенТВ» по ссылке https://www.voentv.mil.by/ru/news-ru/view/k-30-letiju-vyvoda-vojsk-iz-afganistana-3446-2019/);
походов и экскурсий по местам воинской славы;
посещение тематических музеев учреждений образования и музеев системы культуры, в том числе виртуально;
оформление стендов, экспозиций в учреждениях образования о земляках, воевавших в Афганистане, пополнение фондов музеев учреждений образования;
акций «Обелиск» по благоустройству памятников, могил погибших воинов-интернационалистов;
спортивных мероприятий, посвященных памяти погибших воинов-интернационалистов.
При проведении вышеуказанных мероприятий рекомендуется рассмотреть возможность использования сетевых ресурсов (взаимодействие с участниками мероприятий через чаты, форумы, группы в социальных сетях, электронную почту и др.), а также работу обучающихся в малых группах.
Работу по увековечению памяти воинов-интернационалистов рекомендуется проводить совместно с общественным объединением «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», благотворительным фондом помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», общественным объединением «Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане «Память и долг».
Центральным мероприятием декады станет проведение республиканского конкурса «У каждого времени свои герои».
В рамках конкурса обучающиеся проводят работу по сбору информации о воинах-интернационалистах оформлению ее итогов в виде творческих проектов: исследовательских работ, презентаций, видеороликов.
В творческих проектах необходимо предоставить материал о жизни и деятельности воинов-интернационалистов – уроженцах Беларуси или о тех, чья судьба связана с нашей страной (их биографический портрет; боевой и трудовой путь; боевые и трудовые заслуги; жизненные истории, позволяющие реконструировать события Афганской войны, основанные на воспоминаниях «героя» и (или) их родственников, коллег и др.).
Творческие проекты предоставляются в бумажном виде (для исследовательских работ) и обязательно на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут.
Творческие проекты направляются до 02 марта 2021 года в Республиканский центр по адресу: г. Минск, ул. Макаенка, 8 или на e-mail: krajaznaucy@mail.ru.
Победители и призеры конкурса (в каждом направлении и возрастной категории до 15 лет, 15 и выше) награждаются дипломами I, II, III степени Министерства образования Республики Беларусь, дипломами Республиканского центра.
Авторы, участники мероприятий декады, дают согласие организаторам на публикацию своих работ, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов (с соблюдением авторских прав).
Информацию о проведении мероприятий декады рекомендуется размещать на сайтах учреждений образования. Лучшие творческие проекты, созданные обучающимися, будут размещены на сайте Республиканского центра в специальной рубрике «Книга памяти воинов-интернационалистов» для использования учреждениями в образовательном процессе с целью воспитания подрастающего поколения на доблестных примерах наших земляков.
Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь разработаны информационные материалы для проведения в декабре 2020 года информационного (классного) часа для учащихся V-VII классов учреждений общего среднего образования по вопросам инклюзии детей с инвалидностью, приуроченного к международному дню людей с инвалидностью.
Материалы для проведения информационного часа (презентация, план проведения информационного часа, памятка, дополнительные информационные материалы) находятся по ссылке
https :// clck . ru / SDvc 8 .
Мемориальный комплекс Борки. mp4 (848.8 Мб)
Информационный ролик, посвященный мемориалу в деревне Борки.
Ссылки на фильм в ютуб:
https://www.youtube.com/watch?v=AKw33sV-qqk
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/eKpjkH15TxZUgHcj7Km5aeUA
БЕЛАРУСКІЯ КНІГІ-ЮБІЛЯРЫ 2020 ГОДА
«Апостал» («Книга деания и послания апостольская, зовемая Апостал»), апошняе вядомае друкаванае выданне Францыска Скарыны (495 гадоў з часу выдання).
«Песні жальбы», першы зборнік вершаў Якуба Коласа(110 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Гусляр», другі зборнік Янкі Купалы (110 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Крапіва», зборнік Кандрата Крапівы (95 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Трэцяе пакаленне», раман Кузьмы Чорнага (85 гадоў з часу выхаду рамана).
«Ехаў казачнік Бай», «Конь і леў», кнігі казак Максіма Танка (65 гадоў з часу выхаду кнігі).
«Казка пра цара Зубра», кніга паэзіі для дзяцей Васіля Віткі (60 гадоў з часу выхаду кнігі).
«Азбука Васі Вясёлкіна», кніга паэзіі для дзяцей Васіля Віткі (55 гадоў з часу выхаду кнігі).
«Мсціжы», раман Івана Пташнікава (Лагойскі р-н) (50 гадоў з часу выхаду рамана).
«Адзін лапаць, адзін чунь», аповесць Міхася Стральцова (50 гадоў з часу выхаду аповесці).
«Снежныя грамніцы», зборнік лірыкі Яўгеніі Янішчыц (50 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Сотнікаў», аповесць Васіля Быкава(50 гадоў з часу выхаду аповесці).
«Свята пчалы», зборнік Рыгора Барадуліна(45 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Залатыя зярняты», зборнік казак Уладзіміра Дубоўкі (45 гадоў з часу выхаду зборніка).
«Родныя дзеці», раман Ніла Гілевіча(35 гадоў з часу выхаду рамана).
«Жывая азбука», паэтычны зборнік для дзяцей Авар’яна Дзеружынскага (25 гадоў з часу выхаду).
«Евангелле ад мамы», кніга паэзіі Рыгора Барадуліна (25 гадоў з часу выхаду).
«Бацькі і дзеці: дзённікі», кніга Уладзіміра Ліпскага (25 гадоў з часу выхаду).
«Дзівосны карабель : апавяданні пра птушак і жывёл», кніга прозы для дзяцей Уладзіміра Ягоўдзіка (25 гадоў з часу выхаду).
«Казкі дзеда Яраслава», кніга казак для дзяцей Яраслава Пархуты (25 гадоў з часу выхаду).
«Грот Афаліны», кніга Паўла Місько (25 гадоў з часу выхаду).
верасень / сентябрь
1 – День знаний
6 – Дзень беларускага пісьменства (дата для 2020 года)
8 – Международный день грамотности (International Literacy Day)
15 – Международный день демократии (International Day of Democracy)
15 – Дзень бібліятэк Беларусі
19 – День рождения “смайлика”
21 – Международный день мира (International Day of Peace)
22 – Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day)
26 – Европейский день языков (European Day of Languages)
30 – Международный день переводчика (International Translation Day)
Гродзенская абласная бiблiятэка iмя Я.Ф.Карскага (190 гадоў з часу заснавання)
2 – Другая Сусветная вайна (75 гадоў з часу заканчэння)
2 - Анатоль Шаўня, беларускі паэт, крытык (90 гадоў з дня нараджэння)
7 – Александр Куприн, русский писатель (150 лет со дня рождения)
8 – Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) (640 лет)
11 – Еўдакім Раманаў, беларускі археолаг, фалькларыст, этнограф, педагог (165 гадоў з дня нараджэння)
12 – Мінск (Дзень горада) (Дата для 2020 года)
14 – Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы (100 гадоў з часу заснавання)
15 – Мінская вышэйшая духоўная семінарыя, вышэйшая навучальная ўстанова Беларускай праваслаўнай царквы (Слуцк, зараз в. Жыровічы Слонімскага р-на) (235 гадоў з часу заснавання)
15 – Агата Кристи, английская писательница (130 лет со дня рождения)
16–Тэатр-студыя кінаакцёра нацыянальнай кінастудыі «Беларусьфільм» (40 гадоў з часу стварэння)
22– Сергей Ожегов, языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка (120 лет со дня рождения)
24 – Лариса Рубальская, российская писательница, поэтесса, переводчица (75 лет со дня рождения)
25 – Михаил Клеофас Огинский, польский композитор, дипломат, политический деятель Речи Посполитой (255 лет со дня рождения)
26 – Сергей Смирнов, русский писатель (105 лет со дня рождения)
29 – Кондратий Рылеев, русский поэт-декабрист (225 лет со дня рождения)
кастрычнік / октябрь
1 – Международный день музыки (International Music Day)
1 – Международный день пожилых людей (International Day of Older Persons)
1 – День пожилых людей в Беларуси
2 – Международный день социального педагога
4 – Всемирный день животных (World Animal Day)
4 – Всемирный день улыбки (World Smile Day)
4 – День учителя в Беларуси (дата для 2020 года)
5 – Всемирный день учителя (World Teachers' Day)
10 – Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day)
13 – Дзень работнікаў культуры Беларусі
14 – Дзень маці ў Беларусі
15 – Международный день сельских женщин (International Day of Rural Women)
24 – День Организации Объединенных Наций (United Nations Day)
26 – Международный день школьных библиотек (International School Library Day) (дата для 2020 года)
31 – Международный день экономии (International Saving Day)
3 – Сергей Есенин, русский поэт (125 лет со дня рождения)
7– Маргарита Алигер, русская поэтесса и переводчица, журналистка, военный корреспондент (105 лет со дня рождения)
7 – Нильс Бор, датский физик-теоретик, общественный деятель, один из создателей современной физики, лауреат Нобелевской премии (135 лет со дня рождения)
13 – Саша Черный (Александр Гликберг), русский поэт (140 лет со дня рождения)
14 - Усевалад Краўчанка, беларускі пісьменнік (105 гадоў з дня нараджэння)
21 – Іван Фяцісаў, жывапісец, Заслужаны работнік культуры Беларусі (100 гадоў з дня нараджэння)
22 – Иван Бунин, русский писатель, поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (150 лет со дня рождения)
23 – Джанни Родари, итальянский детский писатель, журналист (100 лет со дня рождения)
24 – Трэці падзел Рэчы Паспалітай (225 гадоў таму)
26– Андрей Белый (Борис Бугаев), русский писатель, поэт, критик, мемуарист (140 лет со дня рождения)
26 – Владимир Железников, русский детский писатель, кинодраматург (95 лет со дня рождения)
30 - Альбрехт Антоний Вильгельм Радзивилл, польский политик из рода Радзивиллов, XVI, предпоследний, ординат Несвижа (135 лет со дня рождения)
31 – Леў Гумілеўскі, скульптар, Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі, Народны мастак Беларусі (90 гадоў з дня нараджэння)
лістапад / ноябрь
7 – День Октябрьской революции
10 – Всемирный день молодежи
10 – Всемирный день науки за мир и развитие (World Science Day for Peace and Development)
11 – Международный день энергосбережения (International Day of Energy Saving)
17 – Международный день студентов (International Students' Day)
20 – Всемирный день ребенка (Universal Children's Day)
21 – Всемирный день телевидения (World Television Day)
21 – Всемирный день приветствий (World Hello Day)
25 – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (International Dayforthe Elimination of Violence against Women)
26 – Всемирный день информации (World Information Day)
2 - Аляксандр Баршчэўскі, беларускі паэт, літаратуразнавец (90 гадоў з дня нараджэння)
3 – Эдуард Багрицкий, русский поэт «Серебряного века», переводчик и драматург, художник-график (125 лет со дня рождения)
4 – Николай Дубов, русский писатель (110 лет со дня рождения)
5 – Дзмітрый Гуляеў, адзін з кіраўнікоў партызанскага руху ў Мінскай вобласці ў Вялікую Айчынную вайну, Герой Савецкага Союза (105 гадоў з дня нараджэння)
8 – Маргарет Манерлин Митчелл, американская писательница, автор романа «Унесенные ветром» (120 лет со дня рождения)
9 – Велимир Хлебников (Виктор Хлебников), русский поэт, прозаик (135 лет со дня рождения)
11 - Альберт Паўловіч, беларускі паэт-гумарыст, драматург (145 гадоў з дня нараджэння)
12 – Андрэй Макаёнак, Народны пісьменнік Беларусі, драматург (100 гадоў з дня нараджэння)
13 – Роберт Льюис Балфур Стивенсон, английский писатель, поэт, автор приключенческих романов и повестей (170 лет со дня рождения)
14 – Оскар Клод Моне, французский художник, один из основателей импрессионизма (180 лет со дня рождения)
14 - Міхась Васілёк, беларускі паэт (115 гадоў з дня нараджэння)
24 – Александр Суворов, русский полководец, генералиссимус, военный теоретик (290 лет со дня рождения)
25 – Николай Пирогов, русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии (210 лет со дня рождения)
26– Уладзімір Караткевіч, беларускі паэт, празаік, драматург, публіцыст, перакладчык, кінасцэнарыст (90 гадоў з дня нараджэння)
26 – Юрый Семеняка, кампазітар, Народны артыст Беларусі (95 гадоў з дня нараджэння)
28 – Константин Симонов, русский писатель, поэт, общественный деятель (105 лет со дня рождения)
28– Александр Блок, русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик (140 лет со дня рождения)
29 – Паўстанне 1830–1831 гг. у Польшчы, Беларусі і Літве (Лістападаўскае паўстанне 1830 г.) (190 гадоў з пачатку)
29 – Гавриил Троепольский, русский писатель, драматург и сценарист (115 лет со дня рождения)
30 – Марк Твен (Сэмюэл Клеменс), американский писатель (185 лет со дня рождения)
снежань / декабрь
1 – Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day)
3 – Международный день инвалидов (International Day of Persons with Disabilities)
10 – День прав человека (Human Rights Day)
17 – Дзень беларускага кіно
19 – Международный день помощи бедным
20 – Международный день солидарности людей
«Настаўнiцкая газета», выданне асветнiкаў Рэспублiкi Беларусь (75 гадоў з пачатку выдання)
4 – Алексей Плещеев, русский поэт (195 лет со дня рождения)
5 – Афанасий Фет, русский поэт (200 лет со дня рождения)
6 – Барбара Радзівіл, каралева Польшчы і вялікая княгіня ВКЛ (500 гадоў з дня нараджэння)
8 - Эдуард Скобелеў, беларускі пісьменнік, грамадскі і палітычны дзеяч (85 гадоў з дня нараджэння)
10 – Мікола Арочка, беларускі паэт, празаік, перакладчык, літаратуразнавец, крытык (90 гадоў з дня нараджэння)
12 – Владимир Шаинский, композитор, пианист, певец, скрипач, актер (95 лет со дня рождения)
16 – Георгий Свиридов, русский композитор, пианист, общественный деятель (105 лет со дня рождения)
16 – Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор (250 лет со дня рождения)
17 - Иосиф Хейфиц, кинорежиссер, сценарист, педагог (115 лет со дня рождения)
17 – Константин Ваншенкин, русский поэт (95 лет со дня рождения)
20 – Казімір Альхімовіч, жывапісец, графік (180 гадоў з дня нараджэння)
21 – Мікалай Аладаў, беларускі кампазітар, педагог, Народны артыст Беларусі (130 гадоў з дня нараджэння)
21– Всеволод Вишневский, русский писатель, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент (120 лет со дня рождения)
25 – Мінская абласная бібліятэка імя А. С. Пушкіна (120 гадоў з дня адкрыцця)
ШАГ: информационные материалы, презентации
Тема: «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН».
С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
https://www.adu.by/ru/homepage/novosti/aktualnaya-informatsiya/4113-informatsionno-obrazovatelnyj-proekt-shag-shkola-aktivnogo-grazhdanina-dlya-uchashchikhsya-viii-xi-klassov-uchrezhdenij-obshchego-srednego-obrazovaniya.htmlС 6 по 15 марта проводятся республиканские мероприятия "Будь примером своему ребенку"
Возрастные особенности учащихся
1.Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета
В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.
Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее – Закона) символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь [2].
Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3 [2].
Цвета Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса – имеют исторические и национальные корни. В символике различных культур и эпох трактовка каждого цвета не одинакова, однако существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята в настоящее время во всем мире, и придает соответствующие символические значения различным цветам. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.
Применительно к белорусскому Государственному флагу его цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, божественность, само христианство; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость. [8].
Красный цвет издавна символизирует солнце – главный источник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет – олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества.
Красный цвет на нашем флаге – это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.
Зеленый цвет – это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, из глубин веков сохранившего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и органичным.
Белый цвет – воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.
Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь – использование национального орнамента как элемента государственной символики. Орнаментальность – это необычайно редкий элемент, несмотря на то, что орнамент с древних пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличительной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жилище, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т.д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой белорусской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принадлежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.
В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия – ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.
В центре главного ромба – две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью», магическое пожелание благоприятного развития событий. Добавим, что ромб с крестом – еще более древний, солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.
Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.
На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор. Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.
Таким образом, три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли [8].
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте [2].
В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 г., который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Это, в первую очередь, касается одного из центральных элементов всех гербов, которые имели республики Советского Союза – перекрещенных серпа и молота – основополагающей фигуры советской эпохи. Герб венчала красная пятиконечная звезда.
После 1991 г. в изображение Государственного герба были внесены определенные изменения. В центре гербового изображения появился контур Республики Беларусь зеленого цвета, красная лента была заменена на ленту с цветами государственного флага, в центре появилась надпись с официальным названием государства: «Рэспубліка Беларусь». Претерпели незначительные изографические усовершенствования и другие элементы герба: колосья, пятилепестковые цветки льна, цветы клевера, земной шар. С точки зрения специалистов, они приобрели более совершенные очертания, отвечая современным дизайнерским требованиям [9].
Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.
Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый – Земля – основа всего живого. Второй – Солнце – древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.
Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.
Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство – вынесенные вверх контуры Республики как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша республика не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.
Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.
Пятиконечная звезда – пентаграмма на гербе – один из древнейших символов человечества – выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.
Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, а также несут глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.
Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.
Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, «красный» угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.
Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символизируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен – традиционные составляющие нашего сельского хозяйства [8].
Государственный флаг Республики Беларусь, как и Государственный герб Республики Беларусь, был принят на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь» [9].
Государственный герб и Государственный флаг нашей родины воплощают ее общественный и политический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Герб и флаг нашего государства наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз [2].
Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.
Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.